i_nteres (i_nteres) wrote,
i_nteres
i_nteres

Кратчайшая история язычества

Все чаще и настойчивей в массы продвигается установка на возвращение к корням и к религии предков. Я решил написать о данном этапе развития человечества максимально сжато. Цитат тут мало, чаще сразу выводы, т.к. постоянное цитирование приведёт к тому, что первое слово в названии придется менять))



Для понимания язычества в целом, я буду рассматривать в основном древнегреческие мифы.
[Почему?]
Есть «широко известный в узких кругах» научный труд В. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», в котором подробно разбираются сказки, мифы и легенды со всего мира. Причем в исследовании используются также исследования этнографов и археологов. Несмотря на кажущуюся непохожесть всех приведённых сказаний, автор, убедительно доказывает, что все они изначально являлись не чем иным, как описанием ритуалов посвящения. Повторю, что это было (а в некоторых местностях до сих пор есть) по всему миру. Общая основа есть у русских народных сказок, индейских легенд и рассказов современных нам шаманов народов Крайнего Севера.
У этого же автора есть и другая книга «Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о царевне Несмеяне)», где в рамках исследования смеха рассматриваются языческие мифы, на которых основываются ритуалы.
Опираясь на выводы В. Проппа, я решил, что, для понимания сути язычества, не обязательно подробно рассматривать все языческие мифы, а можно ограничиться более узким кругом.
Почему же именно древнегреческие?
Во-первых, они весьма хорошо изучены. Учёные так досконально их рассмотрели, что можно увидеть в них и доисторическую основу, и поздние «наслоения». В замечательной книге Р. Грейвса «Мифы Древней Греции» собраны пересказы 171 мифа во всевозможных вариантах, а также, к каждому мифу даётся пояснение. Анализируются метаморфозы мифов, их развитие, связь с историческими событиями, археологическими находками. Книга рассчитана как на специалистов в соответствующих областях, так и на обычного читателя. В общем, кто хочет быстро (всего за несколько месяцев) на достаточно глубоком уровне изучить мифы Древней Греции, эта книга – для вас.
Во-вторых, древнегреческая культура оказала существенное влияние на европейскую культуру и даже на русскую.
В третьих, язычество в Греции прошло все стадии развития, что случилось не везде. В некоторых уголках Земли остались племена, застрявшие на той или иной стадии, благодаря чему, современные ученые и смогли прояснить весьма многое в дошедших до нас мифах.
А в четвёртых, греческие мифы тесно переплетаются с мифами Северной Африки, Средней Азии и Ближнего Востока, т.е. охватывают весьма широкую географию.


Изначально во всех уголках Земли поклонялись Богине-Матери (Великой Матери, Матери, Богине Земли, Матере-Природе и т.д.). Была эпоха матриархата, т.к. связь между сексом и рождением детей ещё не была обнаружена, способность творить была только у женщины, отсюда и вывод, что мир сотворить могла только женщина. Мать.
Получилась такая картина Мира. Женщина рожает детей, земля рожает урожай. У женщины три стадии развития: цветущая девочка, рожающая женщина, умирающая старуха. Природа: цветёт, рожает, умирает. Всё это наложилось на три фазы Луны: растущая, полная, убывающая. А ещё продолжительность лунного цикла – 28 дней очень близка к циклу женскому. Плюс 13 месяцев по 28 дней = 364 дня в году (на 365 праздновали). Все эти взаимосвязи привели к женской триаде: богиня Земли, она же – богиня Природы, она же богиня Луны. То есть всё это – Великая Мать в разных ипостасях. Она отвечает за рождение, жизнь и смерть. В каждом племени выбиралась царица-жрица, которая была аватаром богини и отвечала за то, чтобы земля давала урожай. И жрицы с помощью других женщин шаманили/колдовали, в общем помогали сельскому хозяйству как могли.
Уверен, вы скажете, что это всё – не логично. Всё верно, логику в ту пору ещё не придумали.
А что же мужчины? Неужели они были совсем не при делах? Нашли и для них одно дело. Достойнейшего из мужчин (победителя соревнования) назначали мужем царицы-жрицы, заодно и богом, которого по истечению года убивали. Считалось полезным поесть немного его мяса, чтобы получить божественной силы. Тело разрывали на куски, кровью поливали землю, мясо жрали сырым, и веселились. Веселиться было положено, чтобы развеселить и плачущую богиню, т.к. считалось, что из-за её горя природа умирает. Чтобы было веселей, употребляли пиво, вино и/или другие дурманящие вещества. И когда говорилось, что от улыбки женщины расцветает всё вокруг, то в ту пору это выражение имело буквальное значение. Так появлялись праздники. Подробней читайте у В. Проппа.

[Если ещё точней...]Вообще убивали 2 раз в год. Одновременно с царём избирали и как бы заместителя, который, по совместительству становился ещё и братом-близнецом царя. Когда убивали царя, то на его место он и вставал. У некоторых племён он же и убивал. Отсюда и мифы про убийство брата братом, и про двуликого Януса, про братьев привязных к одному столбу, смотрящих в разные стороны. В истории это сохранилось, как двоецарствие в микенскую эпоху по всей Греции, гладиаторские бои, и может быть, даже отразилось в двуглавом орле (про орла – это уже моё предположение). Кто хочет узнать подробней – читайте Р. Грейвса.


Сколько лет это всё продолжалось трудно сказать, т.к. года в ту пору не считали. Вся жизнь укладывалась в год, а потом - новый цикл. Но потом как-то пришло понимание, что и мужчины имеют некое отношение к рождению детей. Мужчины начали «качать права», так как осознали свою ценность. И тут и началась История. Ведь именно теперь начали считать года. Сначала мужчины выторговали себе отсрочку и вместо простого года стали править Великий год – 100 лунных месяцев или 8 лет. В промежуточное годы в жертву стали приносить мальчиков. Их на один день назначили царём, весь день холили-лелеяли, а потом разрывали, съедали. В ритуал же внесли ещё одно действо – оплодотворение Земли. Боги-Земли. На вспаханном поле царь-жрец занимался прилюдно сексом с царицей-жрицей. Символом жизни стал фаллос. Есть мнение, что упоминание о герое, который ну, очень быстро растёт, это – атавизм фаллических культов.
Впоследствии количество участников оргии увеличилось. Люди массово если, пили, веселились, ну и совершали другие действа. Ритуалы от каннибалистических постепенно стали двигаться в сторону оргиастических, хотя без человеческих жертв не всегда обходились. Цари-жрецы всё больше оттягивали свою смерть, и вот уже их стали убивать только после утраты мужской функции, а потом и вовсе перестали убивать (боги стали бессмертными). И дошло до того, что мужчинам стали доверять замещение жрицы, во время её отсутствия. Жрец тогда надевал накладные груди, женскую одежду, и вообще старался максимально подражать жрице.
И на каком-то этапе (трудно сказать, на каком именно) в некоторых племенах цари-жрецы, вероятно, совершили «переворот». Этот вывод можно сделать из того, что имена некоторых богов произошли от женских имён. Уран от Урании, например. Да, и есть мифы (не только греческие), где говорится, что бог обманом победил свою жену-богиню и стал всем врать, что именно он сотворил мир. Кстати, эллины – самоназвание греков – вели свою «родословную» от сына Девкалиона – Эллина. Павсаний же утверждал, что на территорию нынешней Греции эллины пришли из Фессалии, где люди поклонялись богине Элле.
Придя в Грецию, эллины стали насаждать свою - мужскую - тираду богов: Зевс, Посейдон и Гадес (часто его называют Аидом). Их любовные похождения в мифах описывают именно подчинения эллинами разных племён, когда вожди эллинов насильно брали в жёны местных жриц и, до кучи, их имущество. Вообще есть много разных мифов того, как насаждают мужской культ вместо женского, но я не встречал обратного (если кто знает, приведите пример). То есть племена, перешедшие к патриархату, оказались более сильными, чем те, которые ещё не перешли. Нельзя сказать, что они в ту пору совсем отошли от человеческих жертвоприношений, теперь у некоторых народов приносили в жертву и девушек, но всё чаще мясо животных, а потом и лепешки стали замещать человечину. Уж простите меня женщины, но такова история.
Все знают всевозможные сказки/мифы/легенды где некое чудовище похищает принцессу (красавицу, много девушек или вообще кучу людей, причем очень часто чудище похищенных поедает), а некий чужеземец (герой, прибывший из других мест) побеждает чудище, чем и прекращает дальнейшее непотребство. Вот что пишет по этому поводу В. Пропп:
«И Фрэзер и Штернберг довольно убедительно показывают, что половое общение между человеком и богом должно было способствовать урожайности. Это видно, во-первых, потому, что подобные жертвенные венчания совершались перед посевом, а во-вторых, они особенно распространены там, где земледелие зависит от рек...
Штернберг говорит: "Так как боги плодородия считались божествами особо похотливыми, и, с другой стороны, эта похотливость была необходима для благосостояния людей, то отсюда пошел обычай жертвоприношения, и в особенности девушек и молодых людей, смотря по тому, какого пола то или другое божество" (Штернберг 1936, 466). … Общие черты этой церемонии в описании Штернберга состоят в том, что девушку одевают невестой, украшают цветами, натирают благовониями и усаживают на берегу на особой скале или священном камне, "после чего какой-нибудь крокодил утаскивал ее в реку, и народ вполне был убежден в том, что она действительно становится женой крокодила…
… Этот случай интересен другим... С появлением собственности на землю появляется особая новая форма семейных отношений. Укрепляется и растет родительская любовь, не допускающая принесения в жертву ребенка... Но при этом обряд иногда долго не может быть уничтожен изнутри. Но вот является чужеземец и освобождает девушку. При расцвете этого обряда он был бы уничтожен, как нечестивец, нарушающий самые жизненные интересы народа. Его поступок поставил бы под угрозу урожай. В сказке он, наоборот, герой, который чествуется… "
.

Получается, что племена, ушедшие от человеческих жертвоприношений, стали более развитыми и подчиняли себе соседние народы. А те не очень то и сопротивлялись завоеванию. Налицо прямая корреляция между развитием религии и развитьем народа вообще. А завоевание других народов, таким образом, обретало легитимность, как для завоевателей, так и для завоёванных.
Центр культуры из Греции постепенно перешёл в Рим. Римляне же считали себя потомками эллинов, а родословную вели от царя полиса Афины, пасынка богини Афины, сына Геи и Гефеста – Эрихтония. С греками у римлян были особые отношения: не как с варварами, а как к претендентами на истинное арийство эллинство, греческие мифы они переняли, а с ними переняли и «эстафету» по развитию. Так постепенно народы Апеннинского полуострова, да и Средиземноморья (а позже и Руси) стали готовы перейти на следующую ступень развития – христианство.
Иисус – Царь царей и Господь господствующих. Принесение Его в жертву означало, что всё, хватит жертвоприношений. Иисус искупил первородный грех, который влечёт за собой разные «издержки», в том числе и жертвоприношения. Теперь, чтобы причастится, не нужно есть мясо царя: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». И никаких излишеств: кусочек того и глоток другого. Потому как не обычный царь. Причем, во-первых, это было не просто жертвоприношение, а самопожертвование во благо человечества, а во вторых, пойти по стопам Царя царей стало возможным для каждого человека: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Что подтвердили многочисленные апостолы личным примером.
Именно христианская Европа стала впоследствии локомотивом развития в мире, именно христианская (православная) Русь стала полноценным государством и тоже сказало своё веское слово миру. Русского народа вообще не было без православия. Был союз племён, где каждое племя поклонялось своему богу. Да, было время, когда мусульманский мир, чуть не перехватил «пальму первенства», но опять же скачек в развитии начался лишь после перехода от язычества к исламу. Самый закоренелый атеист должен понимать, что без религии не было бы цивилизации. А ревнители старины должны понимать, что те племена, которые сохранили «религию предков», т.е. остались в язычестве, остались на весьма низком уровне развития. Хочет кто-то жить в землянках и плясать у костра с голым задом? Тогда знайте, что «возвращение к истокам» язычества, повлечет за собой и «возвращение к истокам» культуры, науки… Конечно были ученые во времена язычества, но стоит ли напоминать, как выглядела птолемеевская картина мира? от куда, по Аристотелю появлялись лягушки?
Конечно же глупо с факелами выискивать остатки язычества в культуре и выжигать их. Это – наша история. Но и крутить колесо истории в обратную сторону, не просто глупо, но и преступно. Болгарский коммунист Георгий Димитров говорил на процессе, организованном против него Третьим рейхом, что суть фашизма состоит именно в том, чтобы повернуть вспять колесо истории.
Многое из того, что осталось языческого в культуре народов, осталось не потому, что христианство (или другие религии) это приняло, а потому что терпело, т.к. искоренить это полностью можно было только, искоренив весь народ. Тысячелетиями язычество сопровождало человечество и буквально въелось в кожу. А так, похоже, была надежда, что всё забудется со временем. В принципе так и есть, но периодически появляются такие, кто не даёт забыть.
Но это уже другая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments