i_nteres (i_nteres) wrote,
i_nteres
i_nteres

Если в бой пойдут не «старики», а «жихарки».

старики.jpg

В 1973 году, 27 декабря, состоялась сдача в Госкино Украины фильма «В бой идут одни «старики» (режиссер А. Быков) . Хочу сравнить эту картину с другим советским, и тоже довольно известным, – «Женя, Женечка и Катюша» (режиссер В. Мотыль1967г.). В обоих фильмах описано, как   на войну попадают вчерашние дети, "школяры" (в фильме Мотыля использованы некоторые сцены повести Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр"). Есть даже похожие герои: Александров, беспечно ловящий кузнечиков после того, как разбил самолёт ("Кузнечик") и Колышкин, постоянно попадающий в нелепые ситуации из-за своей несобранности (Женя). Но какое разное отношение к детской непосредственности на войне в этих фильмах!

В "Стариках", фильм заканчивается тем, что тот самый "Кузнечик" преображается и уже сам произносит фразу: "В бой идут одни старики!", а в "Жене…" главный герой не просто остаётся нерадивым солдатом, но даже именно детской непосредственностью зарабатывает себе авторитет в подразделении. Все боевые товарищи, включая непосредственного командира, признают право Колышкина оставаться «школяром» из-за его везучести, которая все его оплошности оборачивала в счастливый случай. В фильме везение противопоставлялось ответственности.

Везение на войне, как и везде, – полезная «штука», но разве победа была добыта везением? Война потребовала от советского народа предельного напряжения и жертв. Дети в тылу работали на заводах так, как сейчас взрослому человеку не под силу. Не думаю, что кто-либо хотел, чтобы наша армия состояла из таких вот "Жень". Кого они смогут защитить? Любовь Колышкина – связистка, Женечка Земляникина, была убита через 5 минут, после того как тот пообещал, что с её головы не упадёт ни один волос. Вместо того, чтобы насторожиться по поводу странных звуков в захваченном здании, про которые говорила Земляникина, он "витал в облаках". Результат – спрятавшийся нацист убил девушку.

И весь смысл фильма был бы другим, если бы Женя, в конце, повзрослел по-настоящему. Однако, в последнем сюжете, в тот момент, когда один из его товарищей пишет на Рейхстаге фамилию погибшей связистки, главный герой срывает торжественность минуты тем, что опрокидывает на своего командира ведро с грязной водой. Он остался тем же самым «Женей», вместо того, чтобы стать «Евгением».

Главные темы фильмов также вступают в незримый спор. "Смуглянка" – песня, которая начинается лирическим созерцанием девушки в саду заканчивается встречей той самой девушкой в партизанском отряде. Смысл прост – хочешь иметь возможность видеть свою любимую, будь готов защищать её.

Фильм про "Женю" сопровождается непонятной, на первый взгляд, песней на стихи Б. Окуджавы, "Капли Датского короля":

С детских лет поверил я,
Что от всех болезней
Капель датского короля
Не найти полезней.
И с тех пор горит во мне
Огонек той веры:
Капли датского короля
Пейте, кавалеры!..
...
Капли датского короля
Или королевы -
Это крепче, чем вино,
Слаще карамели...

Самое простое объяснение, которое можно найти: "Капли Датского короля" – лекарство от кашля, популярное в начале XXвека. Но причем тут война? К тому же в тексте говорится, что это лекарство от всех болезней. Каким образом можно так кардинально излечиться? Только умерев. А если вспомнить самого известного датского принца, то это – Гамлет. Его отец умер от яда. Мать Гамлета, королева, тоже умерла от яда, подмешанного в вино.

На первый взгляд, всё стало запутанным. Зачем Окуджава призывает умереть? Но тут подразумевается такая смерть, после которой человек перерождается. Вспомните художественные фильмы, в которых совершаются подвиги. В них главный герой либо почти умирает, либо умирает, но своим подвигом делает своё имя бессмертным. В сказах Иван-дурак, становится Иваном-царевичем после того как умер и был воскрешён.

В своей научной работе "Исторические корни волшебной сказки" В. Пропп убедительно доказал, что в сказках описываются ритуалы посвящения подростков в охотники, т.е. ритуал "взросления". Потому и сказки такого типа всегда заканчиваются свадьбой. Такие ритуалы проводили на всех континентах Земли. Считалось, что после того, как посвящаемые проходили все необходимые испытания, то они умирали, как дети, и перерождались в полноценных членов племени, в воинов.

Вот про какие капли пишет в своих стихах Б. Окуджава, но последние строки практически переворачивают смысл всего произведения:

Белый свет я обошел,
Но нигде на свете
Мне, представьте, не пришлось
Встретить капли эти.
Если ж вам вдруг повезет,
Вы тогда без меры
Капли датского короля
Пейте, кавалеры!

То есть, автор взросление относит к разряду везения. Мол, кому повезёт, тот и станет настоящим воином, а кому не повезёт, тот останется Жихаркой.

Жихарка -- герой сказки, которая отражает конфликт, возникший при переходе общины от охоты к земледелию, когда одна часть настаивала на необходимости продолжать обряды посвящения, а другая настаивала, что они уже не нужны. Если помните, то Жихарка обхитрил бабу Ягу и избежал её печи, а затем вернулся в дом и всё осталось как было раньше. Он не переродился в "царевича".

В фильме "В бой идут одни "старики" вчерашние "школяры" становятся настоящими воинами. Герой из фильма "Женя, Женечка и "Катюша" героем, совершающим подвиг, не становится. Он придумывает как обхитрить немцев, переодевшись в женское платье. Он остаётся "Жихаркой".

Кого бы вы предпочли видеть в качестве защитников страны: "стариков" или "жихорок"? Если первых, то para bellum.



Tags: Пропп, война, подвиг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments