i_nteres (i_nteres) wrote,
i_nteres
i_nteres

Если в бой пойдут не «старики», а «жихарки».

старики.jpg

В 1973 году, 27 декабря, состоялась сдача в Госкино Украины фильма «В бой идут одни «старики» (режиссер А. Быков) . Хочу сравнить эту картину с другим советским, и тоже довольно известным, – «Женя, Женечка и Катюша» (режиссер В. Мотыль1967г.). В обоих фильмах описано, как   на войну попадают вчерашние дети, "школяры" (в фильме Мотыля использованы некоторые сцены повести Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр"). Есть даже похожие герои: Александров, беспечно ловящий кузнечиков после того, как разбил самолёт ("Кузнечик") и Колышкин, постоянно попадающий в нелепые ситуации из-за своей несобранности (Женя). Но какое разное отношение к детской непосредственности на войне в этих фильмах!

В "Стариках", фильм заканчивается тем, что тот самый "Кузнечик" преображается и уже сам произносит фразу: "В бой идут одни старики!", а в "Жене…" главный герой не просто остаётся нерадивым солдатом, но даже именно детской непосредственностью зарабатывает себе авторитет в подразделении. Все боевые товарищи, включая непосредственного командира, признают право Колышкина оставаться «школяром» из-за его везучести, которая все его оплошности оборачивала в счастливый случай. В фильме везение противопоставлялось ответственности.

Везение на войне, как и везде, – полезная «штука», но разве победа была добыта везением? Война потребовала от советского народа предельного напряжения и жертв. Дети в тылу работали на заводах так, как сейчас взрослому человеку не под силу. Не думаю, что кто-либо хотел, чтобы наша армия состояла из таких вот "Жень". Кого они смогут защитить? Любовь Колышкина – связистка, Женечка Земляникина, была убита через 5 минут, после того как тот пообещал, что с её головы не упадёт ни один волос. Вместо того, чтобы насторожиться по поводу странных звуков в захваченном здании, про которые говорила Земляникина, он "витал в облаках". Результат – спрятавшийся нацист убил девушку.

И весь смысл фильма был бы другим, если бы Женя, в конце, повзрослел по-настоящему. Однако, в последнем сюжете, в тот момент, когда один из его товарищей пишет на Рейхстаге фамилию погибшей связистки, главный герой срывает торжественность минуты тем, что опрокидывает на своего командира ведро с грязной водой. Он остался тем же самым «Женей», вместо того, чтобы стать «Евгением».

Главные темы фильмов также вступают в незримый спор. "Смуглянка" – песня, которая начинается лирическим созерцанием девушки в саду заканчивается встречей той самой девушкой в партизанском отряде. Смысл прост – хочешь иметь возможность видеть свою любимую, будь готов защищать её.

Фильм про "Женю" сопровождается непонятной, на первый взгляд, песней на стихи Б. Окуджавы, "Капли Датского короля":

С детских лет поверил я,
Что от всех болезней
Капель датского короля
Не найти полезней.
И с тех пор горит во мне
Огонек той веры:
Капли датского короля
Пейте, кавалеры!..
...
Капли датского короля
Или королевы -
Это крепче, чем вино,
Слаще карамели...

Самое простое объяснение, которое можно найти: "Капли Датского короля" – лекарство от кашля, популярное в начале XXвека. Но причем тут война? К тому же в тексте говорится, что это лекарство от всех болезней. Каким образом можно так кардинально излечиться? Только умерев. А если вспомнить самого известного датского принца, то это – Гамлет. Его отец умер от яда. Мать Гамлета, королева, тоже умерла от яда, подмешанного в вино.

На первый взгляд, всё стало запутанным. Зачем Окуджава призывает умереть? Но тут подразумевается такая смерть, после которой человек перерождается. Вспомните художественные фильмы, в которых совершаются подвиги. В них главный герой либо почти умирает, либо умирает, но своим подвигом делает своё имя бессмертным. В сказах Иван-дурак, становится Иваном-царевичем после того как умер и был воскрешён.

В своей научной работе "Исторические корни волшебной сказки" В. Пропп убедительно доказал, что в сказках описываются ритуалы посвящения подростков в охотники, т.е. ритуал "взросления". Потому и сказки такого типа всегда заканчиваются свадьбой. Такие ритуалы проводили на всех континентах Земли. Считалось, что после того, как посвящаемые проходили все необходимые испытания, то они умирали, как дети, и перерождались в полноценных членов племени, в воинов.

Вот про какие капли пишет в своих стихах Б. Окуджава, но последние строки практически переворачивают смысл всего произведения:

Белый свет я обошел,
Но нигде на свете
Мне, представьте, не пришлось
Встретить капли эти.
Если ж вам вдруг повезет,
Вы тогда без меры
Капли датского короля
Пейте, кавалеры!

То есть, автор взросление относит к разряду везения. Мол, кому повезёт, тот и станет настоящим воином, а кому не повезёт, тот останется Жихаркой.

Жихарка -- герой сказки, которая отражает конфликт, возникший при переходе общины от охоты к земледелию, когда одна часть настаивала на необходимости продолжать обряды посвящения, а другая настаивала, что они уже не нужны. Если помните, то Жихарка обхитрил бабу Ягу и избежал её печи, а затем вернулся в дом и всё осталось как было раньше. Он не переродился в "царевича".

В фильме "В бой идут одни "старики" вчерашние "школяры" становятся настоящими воинами. Герой из фильма "Женя, Женечка и "Катюша" героем, совершающим подвиг, не становится. Он придумывает как обхитрить немцев, переодевшись в женское платье. Он остаётся "Жихаркой".

Кого бы вы предпочли видеть в качестве защитников страны: "стариков" или "жихорок"? Если первых, то para bellum.



Tags: Пропп, война, подвиг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments