i_nteres (i_nteres) wrote,
i_nteres
i_nteres

Почему в юбилей союзного конвоя больше чествуют англичан?

Теплоход Старый большевик.gif

В Архангельске начались помпезные торжества в честь 75-летия первого союзного конвоя. На официальных мероприятиях, как могут, восхваляют помощь союзников Советскому Союзу в его нелёгкой борьбе с фашизмом. Кроме английских моряков, участвующих в конвоях, к нам прибыла принцесса Анна, которая назвала вклад Британии "ключевым" в нашей победе. Принцесса забыла сказать, что обратные рейсы не были порожними, наша страна щедро расплачивалась за эти поставки своими минеральными ресурсами.

Я понимаю, что помощь по "ленд-лизу" была весьма нужна СССР, но как можно назвать "ключевым" обеспечение 4-5% от общего материального снабжения фронта? Причем, эта помощь поступала от стран, которые до того проповедовали, по отношению к Гитлеру, "политику умиротворения", то есть пестовали тех, кто потом подло напал на нашу родину.

Много "елея" вылилось сегодня на английских моряков. Между прочим они, в случае аварии, бросали и топили своё судно и пересаживались на другое. Я же хочу написать про наших, советских, моряков.

В те дни Архангельск стал портом, через который поступала основная часть грузов по ленд-лизу. Естественно было необходимо решить задачу по охране судов от вражеских нападений. Тогда все рыболовецкие суда и их команды мобилизовали, установили на них вооружение. Экипажи прошли короткое обучение по ведению боя в море, а капитанам судов присвоили воинские звания (ст. лейтенант). Грузовые суда, участвующие в рейсах ленд-лиза, также, по мере возможности, оснащались пулемётами и артиллерийскими орудиями. И они противостояли профессиональным военным. Противостояли успешно.

Героизм команды грузового теплохода «Старый большевик», во главе с капитаном –Афанасьевым Иваном Ивановичем, является ярким примером свершения невозможного вчерашними мирными жителями. В мае 1942 года рейс PQ-16 (караванам, шедшим в СССР, присваивалась аббревиатура PQ , из СССР – QP) вышел из Исландии. Этот караван подвергся жесточайшему нападению. В атаках участвовали бомбардировщики, торпедоносцы, подводные лодки. Из 35 судов шедших в караване, фашисты в итоге потопили 7.

Бои были жаркие: в самой массовой атаке принимало участие 108 вражеских самолётов. Одна из бомб взорвалась на палубе корабля «Старый большевик». Часть команды была убита, капитан корабля был контужен, вышли из строя рулевое управление и один из двигателей. Но самое опасное заключалось в том, что в трюме начался пожар. Гибель судна была неизбежна, так как оно было загружено взрывчаткой, бензином, взрывателями для авиабомб. Неизбежность катастрофы стала очевидна и английским морякам, командующий эскадрой приказал нашим морякам покинуть судно.

Если бы экипаж «Старого большевика» оставил судно в судно в такой ситуации, то никто не назвал бы их трусами. По военным законам они имели право потопить судно и эвакуироваться. Но жили они по другому, более высокому закону. И по нему получалось, что этот смертельный груз жизненно важен на фронте. Помполит (в последствии эта должность стала называться замполит) Петровский К. П. организовал тушение пожара и вынос динамита со взрывателями из трюма. Капитан пришёл в себя и продолжил командовать теплоходом. Подошедшему для эвакуации английскому эсминцу Афанасьев И. И. дал ответ: ««Имею ход, судно управляется, принимаю меры к тушению пожара». Хотя, тяжело раненых на него погрузили.

Только представьте себе тот ад, через который они пришли. В общей сложности на корабль было совершено 47(!) атак с воздуха. Экипаж неполный, но нужно бороться с пламенем, эвакуировать боеприпасы, отстреливаться от самолётов, подносить боеприпасы к орудиям, уклоняться от торпед… и всё это под обстрелом врага и угрозой взрыва. Только хорошо организованная, слаженная и отважная команда могла добиться такого результата.

Спасение Старого большевика.jpg

Судно неизбежно стало отставать от каравана. «Старый большевик» стал отличной одинокой мишенью в море. Но атаки были отбиты, пожар потушен и даже восстановлены двигатели. Корабль с раскуроченным корпусом и без дымовой трубы, догнал караван на уже следующий день.

В последствии команда была награждена. Трое: И. И. Афанасьев, К. М. Петровский и Б. И. Аказенок получили звание Героя Советского Союза. Даже теплоход был награждён орденом Ленина. Все военные моряки из сопровождавшего конвоя выражали своё восхищение подвигом. В Великобритании, стране с давней военно-морской традицией, оценили мужество советских героев по достоинству. Капитана наградили орденом «Золотой крест Виктории», званием почетного офицера Королевского флота Великобритании. Сообщил ему об этом король (да, король, а не королева) телеграммой.

Я рассказал лишь про один случай. Таких случаев в Истории России очень много. А уж во время войны с нацисткой нечистью, СССР явил миру новое явление – массовый героизм. Война, кроме всего прочего, делает крайне ценным такой ресурс, как время. Ради того, чтобы выиграть крупицы этого самого «ресурса», для победы часто приходится идти на шаги, которые с точки зрения экономики глупы, а сточки зрения стратегии – обязательны. Главное не тратить время, на вопрос зачем нужно рara bellum.

Добавить в друзья: | Twitter | Facebook | ВКонтакте | Одноклассники |
Tags: Великая Отечественная война, Великобритания, СССР, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments