i_nteres (i_nteres) wrote,
i_nteres
i_nteres

Почему в юбилей союзного конвоя больше чествуют англичан?

Теплоход Старый большевик.gif

В Архангельске начались помпезные торжества в честь 75-летия первого союзного конвоя. На официальных мероприятиях, как могут, восхваляют помощь союзников Советскому Союзу в его нелёгкой борьбе с фашизмом. Кроме английских моряков, участвующих в конвоях, к нам прибыла принцесса Анна, которая назвала вклад Британии "ключевым" в нашей победе. Принцесса забыла сказать, что обратные рейсы не были порожними, наша страна щедро расплачивалась за эти поставки своими минеральными ресурсами.

Я понимаю, что помощь по "ленд-лизу" была весьма нужна СССР, но как можно назвать "ключевым" обеспечение 4-5% от общего материального снабжения фронта? Причем, эта помощь поступала от стран, которые до того проповедовали, по отношению к Гитлеру, "политику умиротворения", то есть пестовали тех, кто потом подло напал на нашу родину.

Много "елея" вылилось сегодня на английских моряков. Между прочим они, в случае аварии, бросали и топили своё судно и пересаживались на другое. Я же хочу написать про наших, советских, моряков.

В те дни Архангельск стал портом, через который поступала основная часть грузов по ленд-лизу. Естественно было необходимо решить задачу по охране судов от вражеских нападений. Тогда все рыболовецкие суда и их команды мобилизовали, установили на них вооружение. Экипажи прошли короткое обучение по ведению боя в море, а капитанам судов присвоили воинские звания (ст. лейтенант). Грузовые суда, участвующие в рейсах ленд-лиза, также, по мере возможности, оснащались пулемётами и артиллерийскими орудиями. И они противостояли профессиональным военным. Противостояли успешно.

Героизм команды грузового теплохода «Старый большевик», во главе с капитаном –Афанасьевым Иваном Ивановичем, является ярким примером свершения невозможного вчерашними мирными жителями. В мае 1942 года рейс PQ-16 (караванам, шедшим в СССР, присваивалась аббревиатура PQ , из СССР – QP) вышел из Исландии. Этот караван подвергся жесточайшему нападению. В атаках участвовали бомбардировщики, торпедоносцы, подводные лодки. Из 35 судов шедших в караване, фашисты в итоге потопили 7.

Бои были жаркие: в самой массовой атаке принимало участие 108 вражеских самолётов. Одна из бомб взорвалась на палубе корабля «Старый большевик». Часть команды была убита, капитан корабля был контужен, вышли из строя рулевое управление и один из двигателей. Но самое опасное заключалось в том, что в трюме начался пожар. Гибель судна была неизбежна, так как оно было загружено взрывчаткой, бензином, взрывателями для авиабомб. Неизбежность катастрофы стала очевидна и английским морякам, командующий эскадрой приказал нашим морякам покинуть судно.

Если бы экипаж «Старого большевика» оставил судно в судно в такой ситуации, то никто не назвал бы их трусами. По военным законам они имели право потопить судно и эвакуироваться. Но жили они по другому, более высокому закону. И по нему получалось, что этот смертельный груз жизненно важен на фронте. Помполит (в последствии эта должность стала называться замполит) Петровский К. П. организовал тушение пожара и вынос динамита со взрывателями из трюма. Капитан пришёл в себя и продолжил командовать теплоходом. Подошедшему для эвакуации английскому эсминцу Афанасьев И. И. дал ответ: ««Имею ход, судно управляется, принимаю меры к тушению пожара». Хотя, тяжело раненых на него погрузили.

Только представьте себе тот ад, через который они пришли. В общей сложности на корабль было совершено 47(!) атак с воздуха. Экипаж неполный, но нужно бороться с пламенем, эвакуировать боеприпасы, отстреливаться от самолётов, подносить боеприпасы к орудиям, уклоняться от торпед… и всё это под обстрелом врага и угрозой взрыва. Только хорошо организованная, слаженная и отважная команда могла добиться такого результата.

Спасение Старого большевика.jpg

Судно неизбежно стало отставать от каравана. «Старый большевик» стал отличной одинокой мишенью в море. Но атаки были отбиты, пожар потушен и даже восстановлены двигатели. Корабль с раскуроченным корпусом и без дымовой трубы, догнал караван на уже следующий день.

В последствии команда была награждена. Трое: И. И. Афанасьев, К. М. Петровский и Б. И. Аказенок получили звание Героя Советского Союза. Даже теплоход был награждён орденом Ленина. Все военные моряки из сопровождавшего конвоя выражали своё восхищение подвигом. В Великобритании, стране с давней военно-морской традицией, оценили мужество советских героев по достоинству. Капитана наградили орденом «Золотой крест Виктории», званием почетного офицера Королевского флота Великобритании. Сообщил ему об этом король (да, король, а не королева) телеграммой.

Я рассказал лишь про один случай. Таких случаев в Истории России очень много. А уж во время войны с нацисткой нечистью, СССР явил миру новое явление – массовый героизм. Война, кроме всего прочего, делает крайне ценным такой ресурс, как время. Ради того, чтобы выиграть крупицы этого самого «ресурса», для победы часто приходится идти на шаги, которые с точки зрения экономики глупы, а сточки зрения стратегии – обязательны. Главное не тратить время, на вопрос зачем нужно рara bellum.

Добавить в друзья: | Twitter | Facebook | ВКонтакте | Одноклассники |
Tags: Великая Отечественная война, Великобритания, СССР, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments